Заметка о побудительных мотивах охоты

Rang
NOTES ON MOTIVATIONS FOR HUNTING
Дата публикации: 17.01.2017
Автор(ы): А. В. Пушкин/ В. В. Грецков/ А. Е. Плаксин
Заметка о побудительных мотивах охоты
Количество охотников в Кировской области по данным на 8 июля 2015 года составляет 37115 человек. Согласно ст. 20 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. №209 - ФЗ (далее - ФЗ-209) охотником является физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, для чего необходимо получение охотничьего билета единого федерального образца (далее - госохотбилет). С уверенностью можно полагать, что из этих 37115 человек далеко не все охотники в классическом понимании этого слова, то есть многие из них охотой (добыванием объектов животного мира) не занимаются. Это связано в первую очередь с тем, что многие получают госохотбилет не с целью занятия охотой, а с целью осуществления процедуры оформления права на хранение и ношение охотничьего оружия. Следовательно, реальное количество охотников в области, в какой-то мере (вероятнее всего в значительной) ниже числа людей, получивших госохотбилет.

Конечно, есть охотники (отметим, что под охотником, мы подразумеваем человека, занимающегося добыванием охотничьих животных, и не уделяем (в данной работе) значения этической и правовой составляющей, то есть не разделяем в данном случае охотников и браконьеров), которые просто не получали госохотбилет и предпочитают охотиться в нарушении требования ФЗ-209 о его наличии. Есть также и те, кто получил госохотбилет за пределами Кировской области, но охотиться на её территории.

Тем не менее, подсчёт и оценка соотношений обозначенных категорий охотников не входит в задачи данной работы.

Количество охотников и рыболовов, состоящих на учёте в общественных охотничьих организациях Росохотрыболовсоюза в Кировской области составляет около 30000 человек (данные на 07.2015 г.). Это члены ОО КГООиР и районных обществ охотников и рыболовов.

Роль социологических исследований в охотничьем хозяйстве весьма значима (Касаткин 1983; Матвейчук 2000; Корытин 2002; Андреев 2005; Долгов, 2010; Винобер 2014 и др.).

Американцы уделяют большое внимание работам по «составлению социологического портрета» своих охотников (Долгов, 2010). Значительную роль в этих исследованиях играют работы Стивена Келлерта (Kellert, 1984; Kellert 1996, и др.) известного экосоциолога, профессора социальной экологии Йельского университета, специалиста в области природоохранных мотиваций и ценностных ориентаций.

Отметим, что «категории страсти (аффекта) и инстинкта ни чего не дают для научного понимания побудительных сил охотничьей активности... Стремление к занятию охотой полимотивировано... » (Матвейчук, 2000).

Считаем, что важным аспектом, знания о котором необходимы в сфере управления охотничьим хозяйством, является понимание побудительных мотивов охотничьей деятельности. Видимо, серьёзных современных отечественных исследований на эту тему практически нет или нам не удалось их обнаружить. Разумеется, этот вопрос нужно изучать в масштабе страны и отдельных регионов в частности. Современные методики и унифицированные формы проведения социологических исследований на эту тему (мотивация охотничьей деятельности в России), похоже, отсутствуют.

Побуждаемые мыслью о том, что публикация даже незначительных работ по социологии охоты может оказаться полезной для дальнейших исследований, а также позволит получить необходимую критику, замечания и предложения, мы решились опубликовать сей материал. В этой статье мы вкратце приводим метод и результаты проведённого нами соцопроса (методом анкетирования) охотников по означенной теме. Данное исследование пробное и проводилось с целью отработки методики, полученные результаты
нерепрезентативны.

Ход работы. С целью проведения социологического исследования была разработана форма анкеты (приложение 1). В таблице 1 анкеты приводятся 14 побудительных мотивов занятия охотой, значимость которых предлагалось оценить охотникам по 14-ти бальной шкале.

Эти побудительные мотивы выбраны нами на основе анализа литературных источников, в том числе ряда статей печатных изданий охотничьих СМИ, личных наблюдений авторов и предварительных устных опросов охотников.
плопжавпофдлжповаджплоывапдлжываоп

Вернуться в список